ПРОСТОТА СОВРЕМЕННОГО САМОЛЕТА
Бросив взгляд на кабину пилота, изображенную на рисунке, вы, вероятно, подумаете, что это очень сложная штука. Но, когда вы поймете, как пользоваться приборами, вы увидите, что фактически это совершенно просто. Все кажется сложным, пока вы не понимаете, в чем дело. Для новичка пишущая машина представляется непонятной путаницей рычагов, а опытный переписчик отстукивает на ней письма с большой скоростью, потому что знает свою машину так хорошо, что ему не приходится о ней думать. «Но, скажете вы, на рисунке показано сто три разных прибора, значит это должно быть сложным делом». А посмотрите на скрипку! Она проста на первый взгляд. Но я бьюсь об заклад, что научиться работать в кабине управления самолета покажется вам гораздо проще, чем стать виртуозом скрипичной игры. Не число отдельных частей делает предмет сложным или простым, а трудность или легкость, с которой можно научиться управлять им.
Вот перечень приборов, ручек и кнопок, показанных на рисунке. Скоро вы настолько освоитесь со всеми ими, что сможете называть их по именам:
10. Переключатель приема радиостанций аэропортов и радиомаяков.
11. Выключатель радиоприемника.
12. Лампочка освещения доски электроприборов.
13 и 14. Выключатели посадочных огней.
15. Реостат освещения компаса и гиро — полукомпаса.
16. Реостат освещения приборной доски.
17. Регулятор громкости приемника радиостанций воздушных линий.
18. Выключатель электроприборов.
19. Освещение шкалы вспомогательного радиоприемника.
20. Рубильник включения стартера.
21. Выключатель питания вспомогательного радиоприемника.
22. Вольтметр и амперметр.
23. Зажигалка.
24. Выключатель пускового магнето.
25. Переключатель стартера.
26. Выключатель бортовых ламп кабины.
27. Выключатель плафона кабины.
28. Выключатель обогревателя трубки Пито.
29. Выключатель сигнального огня.
30. Выключатель навигационных огней.
31. Выключатель аргоновых ламп.
32. Выключатель освещения приборов.
33. Выключатель освещения доски электроприборов.
34. Выключатель освещения компаса и гирополукомпаса.
35. Выключатель освещения приборов.
36. Выключатель зажигания.
37. Ручка настройки приемника радиомаяков.
38. Рукоятка для открывания левого стекла.
39. Часы.
40. Кнопка управления курсовым автоматом автопилота.
41. Магнитный компас.
42. Авиагоризонт автопилота Сперри.
43. Ящик для запасных электроламп.
44. Кнопка управления горизонтальностью полета (автопилота).
45. Указатель состава смеси.
46. Рукоятка для открывания правого стекла.
47. Манометры для бензина.
48. Часы.
49. Гирополукомпас автопилотаСперри.
50. Арретир авиагоризонта автопилота.
51. Вакуумметр автопилота Сперри.
52. Кнопка управления поперечным креном (автопилота).
53. Кнопка управления продольным креном (автопилота).
54. Вариометр.
55. Авиагоризонт.
56. Манометры для масла.
57. Манометр и термометр для масла.
58. Указатель температуры в карбюраторе.
59. Шприц для заливки мотора.
60. Коробка соединений для указателя состава смеси.
61. Чувствительный высотомер (относительно аэродрома).
62. Указатель поворота и скольжения.
63. Арретир курсового гироскопа автопилота.
64. Управление шагом пропеллера.
65. Манометр давления во всасывающем трубопроводе.
66. Дроссельные рукоятки.
67. Указатель воздушной скорости.
68. Бензиномер.
69. Регулятор тока указателя состава смеси.
70. Указатель воздушной скорости.
71. Тахометры.
72. Указатель положения закрылков.
73. Кнопка регулятора скорости отклонения руля направления (к автопилоту).
74. Кнопка регулятора скорости отклонения элеронов (к автопилоту).
75. Манометр давления во всасывающем трубопроводе.
76. Синхронизатор числа оборотов моторов.
77. Аргоновая лампа.
78. Кнопка регулятора скорости отклонения руля высоты (к автопилоту).
79. Управление триммером руля направления.
80. Селекторный кран-переключатель манометра давления во всасывающих трубопроводах.
81. Фиксатор шага винта.
82. Чувствительный высотомер (относительно уровня моря).
83. Кран-переключатель бензиновых баков.
84. Указатель триммера руля высоты.
85. Управление подогревом карбюратора.
86. Термометр наружного воздуха.
87. Регулятор громкости приема вспомогательного радиоприемника.
88. Переключатель чувствительности вспомогательного радиоприемника.
89. Выключатель сервомеханизмов автопилота.
90. Стопор колесных тормозов (на стоянке).
91. Регулятор громкости приема радиомаяков.
92. Кран-переключатель подачи горючего.
93. Аргоновая лампа.
94. Управление вентиляцией.
95. Кран-переключатель указателя поворота н скольжения.
96. Переключатель бензиномера.
97. Управление триммером элеронов.
98. Кра н вакуум помпы.
99. Указатели температуры головок цилиндров.
100. Сигнал стюардессы.
101. Предупреждающие сигнальные огни.
102. Выключатель сигнала стюардессы.
103. Кран-переключатель бензиновой помпы.
Отныне качество летчика будет измеряться не старой меркой «мужества», а новой меркой «знания» — знания самого самолета, среды, в которой он движется, и всего, имеющего отношение к авиации, как то: аэронавигации, радиотехники, аэродинамики и т. д. И если эти знания желательны для полетов в мирное время, то во время войны они явятся решающим фактором.
Я сказал, что, кроме знания самого самолета, вы должны знать среду, в которой он движется, т. е. воздух. Я не могу не настаивать на том, что изменения погоды, циркуляция воздуха и все явления, вызываемые неравномерным распределением солнечной теплоты, имеют величайшее значение для полетов. Вот почему я уделяю так много места погоде и ее влиянию на полеты.
Прежде чем итти дальше, я напомню вам нечто, вам уже известное. В каждой области человеческой деятельности существует несколько типов людей: человек, который знает, чего именно он не знает; человек, который не знает, чего он не знает (бестолковый Джо); человек, который думает, что он знает (брат бестолкового Джо) и, наконец, далеко не худший тип, человек, который знает, сколько он знает. То, как мы думаем, и позволяет отнести нас к той или иной категории. Когда дело доходит до полетов, особенно сквозь облака, можно безопасно принадлежать только к одной категории, а именно —к группе людей, которые знают, сколько именно им следует знать.
Кратчайшим путем в современной летной практике не всегда является прямая линия, так как вам часто приходится «облетать погоду». Летите ли вы в хорошую или дурную погоду, перед вами встают многочисленные задачи, например, как использовать ветер в верхних слоях или как проложить путь по карте, чтобы избежать «болтанки», шквалов и сильных бурь. В результате вам, может быть, придется много раз менять курс, прежде чем вы долетите до места назначения, особенно если вы летите на дальнюю дистанцию, а ожидавшаяся метеорологическая обстановка оказывается более изменчивой, чем вы предполагали.
Поэтому позвольте мне познакомить вас с погодой.
Разница между судьей и погодой та, что вторую вы иногда можете обойти.
Глава И.